Рахeль Лихт ([info]biograph_ps) wrote,
@ 2006-06-25 23:26:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Мясницкая, дом Юшкова, фото

История Фроловки в фотографиях
Оглавление. Часть I

История улицы – это, прежде всего, история ее домов. На Мясницкой улице в Москве до сих пор, что ни дом – то богатейшая история его именитых владельцев и иногда еще более именитых посетителей.

 (510x396, 155Kb)


История дома, стоящего на углу Мясницкой и Юшкова переулка, помнит еще во владельцах генерал-лейтенанта И. И. Дмитриева-Мамонова, участника многих прославленных военных баталий, среди которых и Полтавская битва, и Персидский поход. История помнит, а вот дом вряд ли. Потому что в конце XVIII века он был перестроен новыми владельцами, Юшковыми. Генерал-губернатор И. И. Юшков не принимал участия в битвах, хотя его род происходит от сына князя Зеуша, покинувшего Золотую орду для службы князю Дмитрию Донскому. Свои чины он заслужил на государевой службе: главный судья судного приказа, президент камер-коллегии, генерал-полицмейстер в Санкт-Петербурге и, наконец, московский губернатор. Он умер в 1781 года. Именно в этом году вышел в Преображенский полк его воспитанник и внучатый племянник, проживший в семье Юшкова 12 лет будущий журналист и писатель П. П. Сумароков.
Думаю, что где-то в это же время, вскоре после смерти отца, его сыну Петру Ивановичу Юшкову пришла в голову идея полностью перестроить родительский дом. С той поры за ним закрепилось название: "Юшков дом".

 (450x297, 103Kb)

Юшков дом после этого подвергался неоднократным перестройкам, которые, к сожалению, лишили его первоначальной уникальности. Но даже исчезновение некоторых архитектурных деталей, по мнению специалистов, не испортило благородный облик здания и сохранило замысел его создателя.
Изменения не коснулись основного украшения дома – полукруглой ротонды.

 (600x450, 242Kb)

На старинной фотографии Юшкова дома видно, как близко к Училищу располагалась церковь Флора и Лавра, одна башенка которой видна на фотографии справа. Так же тесно были связаны с этой церковью детские воспоминания Бориса.
Им с няней надобно было только выйти за ворота Училища, перейти на противоположную сторону и немного пройтись вдоль низеньких домиков в сторону Мясницкой. И... во-он он там, вдали - шпиль церкви едва виднеется за крышами домов.

 (600x341, 43Kb)


Когда-то Флоро-Лаврская церковь стояла не тут, в Мясниках, а у Спасских ворот Кремля. Она была перенесена на новое место, считавшееся в то время самым высоким местом Мясницкого холма, по приказу Ивана Грозного. Деревянная церковь тех лет сгорела в московском пожаре 1547 года и, спустя 110 лет, на ее месте была воздвигнута каменная церковь.

 (450x300, 34Kb)


Как я уже писала, это здание церкви пощадили страшные московские пожары последующих лет. Но самый разрушительный пожар разгорелся в годы воинствующего атеизма.
Первый раз на храм подняли руку в 1925 году. Но, благодаря заключению специально созданной комиссии при Главнауке Наркомпроса, писавшей, что здание церкви "отлично сохранилось во всех почти деталях" и вместе с соседним зданием, бывшим Училищем живописи, ваяния и зодчества, составляет "чрезвычайно интересную группу" архитектурного ансамбля, - беду удалось отвести. Однако в начале 1930-х годов здание церкви занял "Метрострой". То, что осталось после него, уже трудно было назвать архитектурным памятником, поэтому в 1934 году храм разрушили.

Зря говорят в народе, что "свято место пусто не бывает". Площадка, где стояла церковь Флора и Лавра вместе с прилегающим церковным двором и маленькими домишками по соседству, долго оставалась пустой. Пока современники не отважились начать там строительство.

 (500x384, 34Kb)

Это чудо современного градостроительства появилось на месте маленьких домиков.

 (600x450, 56Kb)

Но угол Мясницкой и Боброва (Юшкова) переулка, тот самый угол, который занимал когда-то церковный двор, пустует до сих пор...
У кого поднимется рука?

Флигель, в котором Пастернаки прожили при Училище 8 долгих лет, можно увидеть тоже только на фотографии. Вдали хорошо видна дуга "рога изобилия" – тыльная сторона Юшкова дома, в прежние времена обращенная к парку усадьбы. Именно в это крыло Училища, на последний этаж, переедет семья в 1902 году.

 (498x280, 106Kb)

Бурное строительство коснется и училищного двора. Флигель снесут, выкорчуют деревья парка, во дворе построят доходные дома. Вот так выглядит бывший двор Училища в наши дни.

 (450x600, 231Kb)

Сохранившийся "рог изобилия" оказался куда более долговечным, нежели то изобилие, которое оставил своим наследникам генерал-губернатор Юшков и которое они шумно промотали. Да и как было не промотать, если великолепные балы, которые закатывал у себя на даче сын генерал-губернатора, масон и московский хлебосол Петр Иванович Юшков, продолжались неделями, собирая вокруг толпы рабочих близстоящих фабрик. И даже монахини из соседнего монастыря дивились с высоты монастырских стен небывалым фейерверкам, громкой музыке и цыганскому пению.

Продолжение следует




(29 comments) - (Post a new comment)


[info]biograph_ps
2006-06-25 09:52 pm UTC (link)
Современные фотографии выполнены по моей просьбе [info]z_effy за что ей огромное спасибо!! :)

(Reply to this)

Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]ea_vsh
2006-06-25 09:53 pm UTC (link)
Ура, продолжение последовало/следует! А вот рога изобилия на последнем снимке (о нем речь?) я почему-то не вижу.

(Reply to this) (Thread)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]z_effy
2006-06-25 10:05 pm UTC (link)
На последнем снимке в середине - желтое здание. Оно же на черно-белом выше. Видите ряд мелких окон?
Но на нижнем снимке выше старого карниза надстроен еще один этаж и торец здания училища изменен.
Здание, действительно, образует круглый двор, но сейчас это почти незаметно.
В то время, вероятно, было явственнее.)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]biograph_ps
2006-06-25 10:10 pm UTC (link)
Ой, а я не видела, что ты уже ответила. Спасибо, Тань! :)

(Reply to this) (Parent)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]ea_vsh
2006-06-25 10:13 pm UTC (link)
Нет, что желтое здание - дуга, видно. Но вогнутая. А на всех предыдущих снимках - выпуклый эркер. Это то же здание, но с разных сторон (с улицы и со двора)?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]biograph_ps
2006-06-25 10:18 pm UTC (link)
Здание стои на пересечении двух улиц. Угол его оформлен в виде такой ротонды балкона, а оба крыла расходятся по сторонам улиц - Мясницкой и Боброва переулка.
Так здание выглядит снаружи. А со стороны двора мы видим крыло, стоящее вдоль Мясницкой, но во дворе оно уже выполнено такой вот дугой. Совершенно не видимой с улицы.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]ea_vsh
2006-06-25 10:22 pm UTC (link)
Спасибо!

(Reply to this) (Parent)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]biograph_ps
2006-06-25 10:14 pm UTC (link)
А ты уверена, что этаж надстроен? Возможно перестроен. Но здание всегда было вровень с ротондой, так оно выглядит и сейчас.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]z_effy
2006-06-26 06:41 am UTC (link)
Да. Ну, прокосультируйся у Михи)))))

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]biograph_ps
2006-06-26 04:45 pm UTC (link)
Как только он появится в эфире... :)
Вчера все рассматривала фото, рассматривала. Неужели они надстроили ВСЕ здание и ротонду тоже?! Окна на флангах выдают, конечно, но ротонда, по-моему безукоризненна.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]z_effy
2006-06-26 08:26 pm UTC (link)
Я вот, конструктивно, очень хорошо себе представляю, "как" именно это сделано, но объяснить не могу)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]lichoman
2006-06-26 08:59 pm UTC (link)
Говорила с Михой. Он колеблется... :)
Сначала полносью поддержал тебя. Потому засомневался. Сказал, что надо еще посмотреть.
Из дополнительных сведений, почерпнутых мною из книги воспоминаний брата Бориса Леонидовича, архитектора. Ясно, что в таком виде, т.е. 4 этажа дом был уже в том время, когда в нем поселились Пастернаки в 1902 году. Он же пишет, что дом так много раз перестраивался, что от прежнего старинного особняка осталась только одна ротонда. Но, если, как ты говоришь, надстраивался 4 этаж, то и ротонду нарастили. Очень сильно изменился фасад, выходящий на Мясницкую даже с тех времен, когда там жили Пастернаки.

Тань, а может быть, раньше ротонда стояла ниже и была вровень с 3 этажным зданием? Потом надстроили 4 этаж, первый несколько ушел в землю... а колоны подняли на нужный уровень. А?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]z_effy
2006-06-27 05:31 am UTC (link)
Элл, скажи честно: это имеет такое огромное значение в биографии и таки можно пустить на самотек?)))))

(Reply to this) (Parent)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]z_effy
2006-06-27 05:44 am UTC (link)
А Миха мог бы и сообразить, что надстроеный этаж ни что иное, как мансарда, устроенная только по внутреннему фасаду, превращающаю двускатную крышу в односкатную, что совершенно незаметно с улицы.
Только я, правда, не понимаю, зачем все это занудство и какое это имеет значение: дом тот же, что же еще?(

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]lichoman
2006-06-27 08:13 am UTC (link)
Видишь ли, Таня, иногда чтобы написать или наоборот выкинуть ОДНО слово из текста приходится перелопачивать кучу информации самого разного свойства и толка.
Так я привыкла работать. Но, конечно, никто не обязан придерживаться такого же мнения и тем более заниматься тем, что считает занудством. )

(Reply to this) (Parent)

Re: Сколько же ты всего знаешь! Спасибо.
[info]biograph_ps
2006-06-25 10:09 pm UTC (link)
Не делай из меня всезнайку! :) Я просто перерабатываю информационные данные. Трудность только не попасться на первую удочку: слишком много ложной непроверенной информации. Так что приходится трудиться... :)

"Рог изоблия" - тыльная сторона дома Юшкова (Училища), смотрящая во двор выполнена в виде изогнутой дуги. Обрати внимание на стену высокого дома на заднем плане обоих снимков.
Из-за этого и комнаты в доме были самой причудливой формы. Но об этом я напишу, когда они переедут жить в здание Училища.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Привет Носову!
[info]ea_vsh
2006-06-25 10:18 pm UTC (link)
*Не делай из меня всезнайку! *
А я при чем? Не Все-, но Знайку человек только сам может из себя сделать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Привет Носову!
[info]biograph_ps
2006-06-25 10:19 pm UTC (link)
Ладно. Буду перевоспитываться. :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Привет Носову!
[info]ea_vsh
2006-06-25 10:23 pm UTC (link)
Этого только не хватало! Да ни в коем случае!

(Reply to this) (Parent)


[info]kohavit_julia
2006-06-26 06:24 am UTC (link)
Никогда не видела такой странный дом :-)
А церковь жаль, конечно...
В нашем городе стояла старинная церковь, необыкновенно красивая, с куполами, сказочная. В годы советской власти была заброшена, закрыта. Потом решили сделать там органный зал. Все отремонтировали и поставили орган, привезли из Риги.
Стали там проводить концерты классической музыки.
Но ведь это все равно неправильно!
Это же христинское место было...
Эх... все там наперекосяк...

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-06-26 04:41 pm UTC (link)
И все же концерты классической музыки это лучше, чем зернохранилище... :((
А я видела в стране советов и такое.

(Reply to this) (Parent)


[info]un_chiste
2006-06-26 10:37 am UTC (link)
Замечательный рассказ! спасибо

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-06-26 04:43 pm UTC (link)
Ох, вас тут и не узнать! Это вы в детстве? :)
А за теплые слова спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]manyashik
2006-06-27 06:07 am UTC (link)
да,пожалуй,церковь смотрелась бы лучше;-)

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-06-27 03:13 pm UTC (link)
Но место, где она стояла все еще пусто... Так что есть надежда, что там воздвигнут новый храм. Вот только как его теперь вписать в такой разностильный ландшафт? :)

(Reply to this) (Parent)

Хорошая страница
(Anonymous)
2006-10-19 05:28 pm UTC (link)
Интересная страница. Добавил ссылку на нее на странице о Мясницкой на сайте http://www.intomoscow.ru/modules.php?name=Contentp&pa=showpage&pid=246&cid=c

(Reply to this) (Thread)

Re: Хорошая страница
[info]biograph_ps
2006-10-20 12:58 am UTC (link)
Большое Вам спасибо за высокую оценку.

(Reply to this) (Parent)


[info]sid75
2007-04-24 07:19 am UTC (link)
Вот теперь я удовлетворила свое любопытство полностью! Прошу прощения за предыдущий коммент об отсутствии фото Юшкова дома.

(Reply to this) (Thread)


[info]lichoman
2007-04-24 03:23 pm UTC (link)
Быстро двигаетесь... :)

(Reply to this) (Parent)


(29 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…