Рахeль Лихт ([info]biograph_ps) wrote,
@ 2006-07-06 18:22:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:мама, музыка

Мама. Музыка. Мир.
Оглавление. Часть I

Необходимым условием бесперебойного движения семейного состава по рельсам жизни является наличие опытного машиниста. По воспоминаниям младшего из сыновей, таким машинистом в их семье была мама. Это она следила, чтобы семейные рычаги работали плавно и бесшумно, чтобы вовремя срабатывали тормозные клапаны и при этом состав не сходил с рельсов. Розалия Исидоровна умела управлять семейным составом, не привлекая внимания мужа к сбоям механизма, оберегая художника от рутины бытовых проблем.
Всегда готовая прийти на помощь, поддержать, предотвратить мелкие крушения она осталась в памяти детей и мужа воплощением доброты и преданности.

Но была и другая мама. Пугливая, панически боявшаяся грозы, одно приближение которой загоняло Розалию Исидоровну в темную комнату, вызывало желание накрыться с головой, не слышать и не видеть. Возможно, так ее трепетная натура отзывалась на нарушение звуковой гармонии и красоты.

И была еще одна мама, та, что эту гармонию создавала, наполняя дом музыкой.
Ничего не знающий о музыке ребенок воспринимал ее как нечто привычное, принадлежащее дому. Для маленького Бориса мир, музыка и мама до определенной поры составляли единое и неразрывное целое. Мир наличествующий, обступающий со всех сторон жил по своим неведомым законам. Живым и одухотворенным его делала музыка. Она вызывала бурю чувств и наполняла окружающее тайным смыслом. Успокаивало то, что мама великолепно справлялась с этим буйством эмоций и звуков.

Отказавшаяся от славы и карьеры музыканта Розалия Исидоровна оставалась верной своему призванию. Регулярные многочасовые занятия, постоянное пополнение исполнительского репертуара новыми вещами, игра в четыре руки со знакомыми музыкантами, домашние концерты, на которые съезжались известные композиторы и ценители музыки, – вот то, чем был наполнен ее досуг, когда хозяйственные дела и воспитание детей отступали на задний план. К этому следует еще добавить занятия с вокалистами и уроки игры на фортепиано, которые она вынуждена была давать ради заработка

В 1895 году, впервые после 6-летнего перерыва, Розалия Исидоровна снова вышла на сцену. Ее мартовское выступление с Гржимали и Альтшулером на концерте в пользу Училища живописи ваяния и зодчества было замечено прессой. Автор рецензии, известный своей требовательностью музыкальный критик Н. Кашкин, выражал уверенность, что прерванная ранее артистическая деятельность пианистки будет продолжена.

Подтверждением успеха было приглашение выступить с концертами осенью в Малом и Колонном залах Благородного собрания.

2 октября 1895 года "Московские ведомости" объявляли, что партию фортепиано в квинтете Шумана исполнит "молодая очень талантливая пианистка г-жа Розалия Исидоровна Пастернак (супруга известного живописца)". Это выступление также вызвало немало хвалебных слов о пианистке в прессе. В заслугу ей ставились не только техничность и музыкальность исполнения, но ценное качество в камерном музицировании – равновесие звучания фортепиано со струнными инструментами.

С волнением ждала она своего следующего, на этот раз сольного выступления в Колонном зале, где должна была играть Вагнера в переложении Листа для фортепиано. Сколько раз судьба бывала неблагосклонна к ней в юности, в самый последний момент уводя от триумфа, уготованного ее дарованию! Как часто ее славой играл случай. 19 ноября в Колонном зале она должна была открывать второе отделение концерта. В антракте из дома сообщили, что оба сына в сильнейшем жару.

Она вышла на сцену объятая тревогой за жизнь детей и скованная невозможностью отменить выступление. Едва затих звук последнего аккорда, она, раскланявшись и не дожидаясь конца концерта, бросилась домой. Мысленно подгоняя извозчика, она обмирала от одной мысли, что в ее отсутствие с детьми случилось самое непоправимое, корила себя за свое решение играть, вместо того, чтобы мчаться домой сразу по получении печального известия. В пылу несправедливых самообвинений, мучаясь страхом неопределенности и молясь о спасении детей, она дала себе зарок не выходить больше на сцену.

Дети болели и выздоравливали, но Розалия Исидоровна не нарушала данного сгоряча зарока. Только спустя 10 лет она предприняла новую попытку вернуться к артистической деятельности. Прошедшие годы не сказались на ее исполнительских способностях, потому что, отлучив себя от сцены и славы, она не оставила музыкальных занятий. Но ушедшие годы не прибавили ей здоровья. Она стала жаловаться на боли в сердце. Темпераментная исполнительница, она выкладывалась на концертах до полного изнеможения. За кулисами дежурил сопровождавший ее на концерты сын Шура. У него всегда наготове были сердечные капли. К ним приходилось прибегать все чаще и чаще.

Так что со сценической карьерой пришлось снова распрощаться. На этот раз навсегда. Но до последних дней жизни Розалия Исидоровна оставалась верна музыке. С готовностью отзываясь на просьбы окружающих, она тут же садилась за рояль и поражала слушателей широтой своего репертуара и великолепием профессиональной формы.

Преданная жена и самоотверженная мать она всегда вызывала у своего мужа и детей чувство восхищения, к которому постоянно примешивалось чувство вины. Но выбор, сделанный когда-то Розалией Исидоровной, был продиктован любовью. А потому не поддается анализу и не нуждается в обосновании. Отказавшись от славы и карьеры, она не предала своего призвания, и до последних дней жизни оставалась верна музыке.


Продолжение следует




(21 comments) - (Post a new comment)


[info]sanlengri
2006-07-06 05:19 pm UTC (link)
Спасибо. Замечательная женщина, способная на такую жертву.
Натолкнуло на различные размышления в которые не буду сейчас вдаваться, но вот что интересует: как чувствуют себя люди, ради которых была совершена такая жертва?

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-07-06 05:47 pm UTC (link)
Муж всю жизнь испытывал чувства признательности и благодарности. Если к этому и примешивалось чувство вины, то оно не довлело над ним.
Младший сын, Александр, чувству вины уделил очень много внимания в своих воспоминаниях (по крайней мере в их рукописном виде). Когда я позднее читала книгу его воспоминаний, там это чувство более сглажено, но все же он единственный из детей, который акцентировал свое внимание на нереализованном в полной мере таланте матери.
Воспоминания дочерей на эту тему не читала.
Что же касатеся Бориса Леонидовича, то он преклонялся перед материнским самопожертвованием, восхищался им, часто о нем говорил, как о примере женской самоотдачи. Чувством вины по этому поводу он не мучился, на сколько мне известно. К тому же он сам столкнулся в личной жизни как раз с противоположным женским характером.
Но не будем забегать вперед.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sanlengri
2006-07-06 05:58 pm UTC (link)
Спасибо за разъяснения. Иногда мне кажется(не на собственном опыте, но по наблюдениям), что жертвовать чуть ли не легче, чем ощущать, что пожертвовали ради тебя.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-07-06 06:19 pm UTC (link)
Ты абсолютно права!
Хотелось бы только добавить, что все эти разговоры и мысли о жертве, о вине возникли позднее, когда приходит время оглянуться на свою жизнь.
В повседневной жизни ни Розалия Исидоровна не вела себя как "жертва", ни члены ее семьи не ощущали себя виновниками ее самопожертвования. Иначе бы в семье сложились совершенно иные отношения.
Уметь жертвовать так, что лицо, ради которого ты жертвуешь, не страдало и не ощущало: "я для тебя пожертвовала всем!" - это тоже талант! И вот это, пожалуй, самое главное в характере этой женщины.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sanlengri
2006-07-06 06:25 pm UTC (link)
Уметь жертвовать так, что лицо, ради которого ты жертвуешь, не страдало и не ощущало: "я для тебя пожертвовала всем!" - это тоже талант! - золотые слова.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ea_vsh
2006-07-06 07:29 pm UTC (link)
+1 Хорошо фррмулируешь, Элла! И - очень талантливая семья, во всем, в т.ч. и как родители.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-07-06 08:59 pm UTC (link)
Спасибо, Катюша! Давно не говорили... :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ea_vsh
2006-07-07 12:30 am UTC (link)
Да. Но я не субъект здесь, а объект. Реагирую на посланный импульс. Значит, ты давно не писала. Прага - это был твой отпуск, или еще куда-то поедешь?
P.S. А стул собрали?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-07-07 09:15 am UTC (link)
Дорогой мой, объект! Я не тебе, а себе это сожаление высказала... :)
В последнее время стало трудно разрываться на несколько мест.
Прага - это были 5 чудесных дней отпуска. Навряд ли осилю по деньгам еще одну поездку.
Компьютерное кресло собрал мой двоюродный брат. :)

(Reply to this) (Parent)


[info]biograph_ps
2006-07-06 08:59 pm UTC (link)
:)

(Reply to this) (Parent)


[info]lady_wave
2006-07-07 05:18 pm UTC (link)
Если бы она ставила свою жертвенность во главу угла, вряд ли ты так тепло писала бы о ней сегодня. Да и не жертва тут, а любовь, ИМХО. Вот если бы она перестала музицировать, если музыка перестала бы быть чем-то "привычным, принадлежащим дому", тогда была бы жертва. Страшная и непоправимая. А у Р.И. был талант не только музыкальный, у нее был талант создания счастливого дома.
Ты замечательно описала три ипостаси ее натуры - уважительно и ласково. Спасибо!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-07-07 05:30 pm UTC (link)
Очень.
Очень тронута твоими словами.
Даже свои растеряла...

(Reply to this) (Parent)


[info]karmit
2006-07-09 08:09 pm UTC (link)
Очень интересно, спасибо. И написано хорошо, как обычно.

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-07-09 08:18 pm UTC (link)
И спасибо тебе, как обычно!!! :)

(Reply to this) (Parent)


[info]allochka
2006-07-10 04:20 pm UTC (link)
Спасибо, меня очень тронула эта ее жертва.
Очень хорошо написано, как говорили уже выше,
Но мне почему-то жаль, что она бросила карьеру. Она ведь была очень талантлива.
Дети бы выросли ничуть не хуже , чем они выросли и она бы была знаменитой тоже.

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-07-10 06:29 pm UTC (link)
В вашем предположении очень много "бы", а ее жизнь уже состоялась.
Значит, ей важнее была не карьера и имя, а семья. И может быть, карьера мужа ее грела больше, чем собственная. Кто знает?

(Reply to this) (Parent)


[info]jirafanka
2006-11-11 01:02 pm UTC (link)
Как бы включить в окончательный текст книжки твои комментарии? По-моему, они не менее интересны, чем суховато-фактический основной текст.

(Reply to this) (Thread)


[info]lichoman
2006-11-11 01:27 pm UTC (link)
Публикуемый в ЖЖ текст после небольшого редактирования, и с учетом ваших пожеланий постепенно переносится мною на мою страницу СамИздата. Там тоже его комментируют. После этого текст подлежит еще одной редакции. Более значительной и в таком виде очень медленным темпом поступает на страницы литературного альманаха, который имеется тоже в интернете.
Если когда-нибудь дело дойдет до бумажной книги, текст будет еще и еще раз переработан.
Поэтому я и писала во вступлении, что мне очень важны ваши комментарии.
Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]el_41
2006-12-07 07:55 pm UTC (link)
Да,любовь требует жертв(с), но, конечно, в случае с Р. И. - это была огромная жертва, хотя она, наверняка, не воспринимала свой отказ от музыкальной карьеры, как жертву.
С её стороны это была дань любви и жертвенной преданности детям.
Обычно в семье, где есть музыканты и где постоянно звучит музыка на хорошем уровне, у детей успешно и гармонично развивается эмоциональная сфера,что открывает перед ними в будущем широкие творческие возможности.

(Reply to this) (Thread)

Жаль
[info]likusha
2007-01-12 01:19 pm UTC (link)
Зачем такие зароки... Это от любви, я понимаю, но кто - высшие силы, по идее. должны были откликнуться на эти зароки?Они же могли и освободить ее потом - дать знак. Послать сон - уж не знаю.Просто очень жаль, когда артистическая натура не имеет выхода... И дело не в карьере - наверно, карьера для нее не была главным, а в реализации - не только в своей гостиной, где ее, слыша постоянно. уже не слышали...Вот почему мне ее жаль...
Написано очень хорошо.
Читается взахлеб.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Жаль
[info]lichoman
2007-01-12 02:07 pm UTC (link)
Зароки даются чаще всего в экстремальных ситуациях. Когда готовы пожертвовать всем своим, ради своих самых близких и любимых.
В далекие 70 годы, еще ни разу не религиозные в СССР, я наблюдала, как начинали обращаться к имени Бога люди ни разу не религиозные, как только дело заходило об их здоровьи...
Но, как только нависшая над ними беда их миновала, они с легкостью забывали про свои обращения и обещания.
Я сама в такой ситуации не была. Но у меня всегда вызывали уважение люди, держащие свои слова, даже и сгоряча данные...
Жаль. Да. Но все же и гостинная, где звучала музыка в исполнении Розалии Исидоровны - не совсем была обычной. И я о ней еще буду упоминать.
Спасибо за "взахлеб"!!! :))

(Reply to this) (Parent)


(21 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…