Рахeль Лихт ([info]biograph_ps) wrote,
@ 2006-02-18 02:32:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Москва, детство, рисунки

Иллюстрации к главе "Москва. 1889-1890 годы".
Оглавление. Часть I"

Музыкант совершенствует свое мастерство ежедневными упражнениями: гамы, этюды, разучивание новых музыкальных произведений, аккомпанирование. Музыка оставалась частью существования Розалии Исидоровны.
Но были еще и уроки музыки, которые Розалии Исидоровне приходилось давать. Они не доставляли удовольствия, зато вносили скромный вклад в семейный бюджет.

 (286x410, 85Kb)
Л. О. Пастернак. "Урок музыки". 1909. Пастель.

Основу семейного бюджета Пастернаков составлял заработок от уроков рисования и выполнения заказных портретов. Это был неплохой, но не стабильный доход, в отличие от постоянного, но недостаточного заработка преподаванием в частном Училище изящных искусств А. Гунста.
Для художника этюды не менее важны, чем для музыканта. Записные книжки из магазина Мюр и Мерилиза закупались десятками и всегда были наготове для мгновенных зарисовок.
Многие из этих упражнений-этюдов Леонида Осиповича дожили до наших дней. Вот только некоторые из них выполненные в разные годы.

1Vid_iz_okna1889.jpg (400x259, 76Kb)
"Вид из окна". 1889. Карандаш.

2Ulica12-06-1898.jpg (320x400, 108Kb)
"Улица". 12 июня 1898. Карандаш.

3Vodovoz1892.jpg (400x306, 97Kb)
"Водовозы в Москве". 1892. Карандаш.

4peyzaz1901.jpg (400x300, 97Kb)
"Пейзаж с церковью". 1901. Уголь.

5Myasnickie_Vorota1903.jpg (400x403, 105Kb)
"Москва, Мясницкие ворота". 1903. Карандаш.

6Bulvar1906.jpg (500x301, 162Kb)
"Бульвар". 1906. Уголь.

И, наконец, замечательный автопортрет выполненный в 1890 году. (Смешанная техника.)
1890e-Avtoportret.jpg (458x500, 193Kb)

Как я уже писала, дом купца Веденеева сохранился и по сей день стоит на углу Оружейного переулка и Второй Тверской-Ямской. У меня есть фотография этого дома, сделанная в 1980 году Петром Пастернаком. Ему удалось заретушировать на доме все вывески, чтобы придать дому хронологически невнятный облик.


dom_Vereneeva1980.jpg (400x599, 53Kb)


А это фотография дома, сделанная по моей просьбе [info]z_effy осенью прошлого года. Фасад дома смотрит на Вторую Тверскую-Ямскую. Справа вдаль уходит Оружейный переулок. В большом дворе дома когда-то располагались столярные мастерские.


fasad.jpg (600x450, 258Kb)

В 1990 году, на доме появилась мемориальная доска, напоминающая, что в этом доме 100 лет назад родился поэт Борис Пастернак. Доска теряется в обилии торговых вывесок и козырьков. Так что пришлось моему фотокорреспонденту выехать на место съемки вторично, чтобы ее обнаружить и сфотографировать.

memorydesk.jpg (450x600, 200Kb)

Оживленная жизнь первого этажа: два ресторана, французское кафе, интерьерный салон, городские службы и т.д. контрастирует с запущенностью двух верхних: выбитые стекла, облезлая штукатурка. Под ней хранится слой времен.

sloy_vremen.jpg (600x450, 269Kb)

Но нас интересует только два года проведенные в этом доме – 1889-1891.

Продолжение следует




(29 comments) - (Post a new comment)


[info]albir
2006-02-18 09:17 am UTC (link)
Во, это другое дело!

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-02-18 09:23 am UTC (link)
Друг мой! Я так старалась... :)))
Но раскрою тебе маленький секрет. Иллюстрации всегда (почти) будут идти отдельным постом. Я хочу, чтобы когда-то куда-то "вынутый" текст не пострадал от того, что ему придется лишиться иллюстраций. Причина, я думаю, тебе понятна...
Но ты продолжай критиковать!!!

(Reply to this) (Parent)


[info]cat_jalex
2006-02-18 10:12 am UTC (link)
очень грустное впечатление производит эта запущенность.
а наброски очень понравились, спасибо! :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-02-18 10:32 am UTC (link)
Вот и любуйтесь работами художника, а что касается того дома...
То, наверное, когда найдутся хозяева на два верхних этажа, то и дом приведут в порядок... Так сейчас в Москве.

(Reply to this) (Parent)


[info]ari100crat
2006-02-18 06:46 pm UTC (link)
А почему же реставрируют , Ведь Россия любит Пастернака?

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-02-18 11:11 pm UTC (link)
Не очень понятен вопрос. По-видимому, вами утеряна частица "не", и вы хотели спросить, почему НЕ реставрируют?
Я думаю, что Россия сейчас наконец-то становится на настоящие экономические рельсы. То, что в этом доме родился Пастернак (да и прожил он там всего ничего) еще не повод относиться к этому дому иначе, чем к другим таким же запущенным домам в Москве.
А почему не реставрируют другие?
Будет хозяин с деньгами - дом приведут в порядок. Нет хозяина - платить некому.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ari100crat
2006-02-18 11:18 pm UTC (link)
Прошу прощения за пропущенное "не " Устраиваю тут вам ребусы- шарады:))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-02-18 11:29 pm UTC (link)
Это даже здорово!
Я с детства люблю разгадывать ребусы и шарады...:)))

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ari100crat
2006-02-19 12:23 am UTC (link)
Я прошу прощения не выставила еще линк завтра муж мне поможет

(Reply to this) (Parent)


[info]g_wanderer
2006-02-18 09:49 pm UTC (link)
Как родителям будущего поэта (читокровным иудеям) удалось
преодолеть черту оседлости? Был ли Б. Пастернак крещен при рождении или принял христианство впоследствии по убеждению? Отношение его прямых потомков по этому
вопросу?

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-02-18 11:21 pm UTC (link)
Разве ты не знаешь, что черта оседлости не распространялась на людей с высшим образованием? Я упоминала уже, что диплом юриста, который получил Леонид Осипович, ни разу ему не пригодился, кроме того, что позволял ему жить в Москве. Людям с университетским образованием автоматически присваивалось звание "почетный гражданин Москвы". Я еще буду писать об этом, когда летом летом 1891 года начнется массовое выселение евреев-ремесленников из Москвы.

Борис Пастернак НЕ был крещен при рождении и в дальнейшем НЕ проходил обряда крещения.
При поступлении на летний семестр Марбургского университете, в анкете о вероисповедании, он записал: "иудейское".
Другое дело, что он по духу своему ощущал себя христианином. Я еще буду писать об этом.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]g_wanderer
2006-02-19 12:00 am UTC (link)
Спасибо за квалифицированный ответ. С другой стороны жить и учиться в Москве будущему художнику черта оседлости вроде бы не мешала. Вопрос самому себе.:)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-02-19 12:13 am UTC (link)
Пожалуйста. Вот только вопрос к самому себе я твой не поняла совершенно, потому что ничего из биографии мною описываемых людей в нем не увидела.

(Reply to this) (Parent)


[info]jirafanka
2006-02-18 09:57 pm UTC (link)
Люблю в биографических книгах иллюстрации. Так и продолжалось бы.

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-02-18 11:13 pm UTC (link)
:)
Чего-чего, а иллюстраций будет много...

(Reply to this) (Parent)


[info]manyashik
2006-02-19 11:28 am UTC (link)
спасибо!
очень интересно и зарисовки понравились необыкновенно!

(Reply to this) (Thread)


[info]lichoman
2006-02-19 02:14 pm UTC (link)
Это хорошо. Значит буду продолжать пока что в том же духе...

(Reply to this) (Parent)


[info]kohavit_julia
2006-02-19 07:33 pm UTC (link)
Спасибо большое! Еще вчера посмотрела иллюстрации, но не получилось написать. Мне всегда очень нравится рассматривать наброски, потому что они живо передают минутное настроение и успевают ухватить кусочек той реальности, в которой были созданы. Это так интересно, прикоснуться к прошлому...
Бумага уже выцвела...
Это твои фотографии?
Где хранятся сейчас все рисунки, у семьи Пастернаков?
Нужно их беречь, как бы не пропали.
Вот, с тобой не пропадут!
Спасибо еще разик :-)

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-02-19 08:49 pm UTC (link)
Я понимаю, что для тебя это совершенно иной взгляд, чем просто взгляд зрителя. И рада, что ты можешь посмотреть это здесь.
Архивом работ (опись, фотокопии и пр.) занимается правнук Л. О. Пастернака, художник Петр Пастернак. Ты видела у меня в журнале его картины, помнишь.
Он мне прислал для этого пастернаковского журнала компакт-диск с неопубликованным фотоальбомом. Оттуда я беру многие фотографии и рисунки.
Но там не очень много работ Леонида Осиповича (задача альбома была все же биография Бориса Пастернака в фотографиях), поэтому приходится самой отснимать из книг, которые у меня есть (книги выпущенные Е. Б. Пастернаком с иллюстрациями Леонида Осиповича). Они, конечно, страдают плохим качеством...
Те фотографии, что я вывесила в этом посте - перефотографированы мною из книг.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-02-20 01:39 pm UTC (link)
Ой, надеюсь понятно, что плохим качеством страдают МОИ отсканированные копии, а не книжные иллюстрации!!

(Reply to this) (Parent)


[info]savta
2006-02-19 08:16 pm UTC (link)
Спасибо! Интересно читать, интересно видеть, интересно читать комментарии. Так впечатляет основательность вашей работы!

(Reply to this) (Thread)


[info]lichoman
2006-02-19 08:51 pm UTC (link)
Спасибо! Когда есть интерес, то хочется продолжать... :))

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Спасибо!
[info]ligrin
2006-02-23 10:39 am UTC (link)
А когда продолжение? :-)))

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Спасибо!
[info]lichoman
2006-02-23 12:19 pm UTC (link)
Очень надеюсь, что завтра, самое позднее в субботу, вывешу очередной пост.
Частота появления новых сообщений зависит только от наличия у меня времени.
Правда, иногда бывают темы, на которые пишется труднее.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Спасибо!
[info]ligrin
2006-02-23 01:40 pm UTC (link)
Будем терпеливо ждать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Спасибо!
[info]lichoman
2006-02-23 02:07 pm UTC (link)
Да, терпением придется запастись не малым. Ведь поэт еще и не родился, а впереди 60 лет его жизни... :)

(Reply to this) (Parent)

Re: Спасибо!
[info]biograph_ps
2006-02-24 10:30 am UTC (link)
Как обещала.... не обманывая... :))

(Reply to this) (Parent)


[info]dorinem
2007-02-04 06:54 pm UTC (link)
Очень дом впечатлил. С настроением.

(Reply to this) (Thread)


[info]lichoman
2007-02-04 08:16 pm UTC (link)
Да, ребята, делавшие для меня современные снимки дома сказали, что здание выглядит весьма живописно... :)

(Reply to this) (Parent)


(29 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…