Рахeль Лихт ([info]biograph_ps) wrote,
@ 2006-03-29 13:07:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Толстой, детство, родители

Знакомство с Л. Н. Толстым. (осень 1892 – весна 1893 гг.)
Оглавление. Часть I"

Как бы ни относились современники Льва Толстого к творчеству писателя, к его моралистическим воззрениям и религиозным проповедям, все так или иначе попадали под его влияние. Так велика была мера его таланта, таким всеобъемлющим было это не только литературное явление. Может именно потому, что такие величины не поддаются обхвату, вокруг них роятся последователи, в чьих головах костенеют некогда живые мысли гения. Толстовство являло собой яркий пример того, как можно опорочить и извратить даже самые высокие и чистые идеи.

Родители Бориса Пастернака не были последователями идей Толстого, но находились под несомненным влиянием его творческой самобытности. Уклад их семейной жизни во многом походил на уклад жизни, проповедуемый великим моралистом. Дом Пастернаков не знал излишеств. Но в этом не было того аскетизма духа, который тяготил Леонида Пастернака в отеческом доме. Простота, приверженцами которой являлись молодые супруги, исключала барство, лень, жизнь за чужой счет. В доме царила одержимость творчеством, щедро приправленная дружескими вечеринками и веселыми розыгрышами. В доме царила толстовская одухотворенность.


Возможность творческого соприкосновения с миром Толстого всегда привлекала Пастернака-художника. Недавний удачный опыт иллюстрирования произведений Лермонтова давал надежду на успех. И когда журнал "Север" в сентябре 1892 года объявил конкурс на участие в альбоме акварельных иллюстраций к роману "Война и мир", Леонид Пастернак сообщил о своем желании принять участие в этом конкурсе. Его кандидатура была утверждена, начались работы над эскизами. Для знакомства с приметами изображенной в романе эпохи художнику пришлось изучать особенности того образа жизни и одежды среди материалов Румянцевской библиотеки.
Интерес к костюмам эпохи и работа по оформлению театрального журнала "Артист" сделали Пастернака частым посетителем театра. Тем более, что за кулисами он беспрепятственно мог делать наброски, как театральных костюмов, так и театральных будней артистов.

На сцене Малого театра в те годы блистала актриса М. Н. Ермолова. Увлеченный ее талантом Пастернак написал своеобразный триптих: маленькая девочка в суфлерской будке рядом со своим отцом-суфлером, волнующаяся дебютантка перед первым выходом на сцену и музы, венчающие славой великую актрису. Лаконичным языком живописи был передан весь творческий путь знаменитой актрисы: детство, юность, зрелость.
Добиваясь наиболее достоверной передачи волнения дебютантки, ожидавшей за кулисами своего выхода на сцену, Леонид Осипович написал несколько вариантов картины "Дебютантка" прежде чем появился тот, который он отправил в Петербург на очередную Передвижную выставку.

Как и три года назад, художник не смог сопровождать свою работу в Петербург: жена должна была вот-вот родить. Второй сын Александр (Шура) родился 13 февраля (ст. стиля) 1893 года. На этот раз Розалия Исидоровна решила сама кормить ребенка. Вместо кормилицы в дом была взята новая няня Акулина Гаврилована Михалина. Она сразу же подружилась с маленьким Борей и успела полюбиться всем членам семьи, в которой ей суждено провести несколько лет.
Радостное семейное событие было окрашено приятной новостью – "Дебютантка" принята жюри Передвижной выставки.

После показа в Петербурге Передвижная выставка обычно переезжала в Москву, где экспонировалась в залах московского Училища живописи, ваяния и зодчества.
В апреле 1893 года, в один из солнечных весенних пасхальных дней, в залах Училища, как всегда, шла подготовка к открытию Передвижной выставки. Визг отрываемых досок, голоса переговаривающихся между собой рабочих, разговор художников, обсуждавших, куда повесить ту или иную картину, – все это сливалось в однообразный общий гул, который нарушился с появлением в зале "маститых" членов общества передвижников. Их громкие голоса, перекрывавшие своей мощью общий гул, их шествие напрямую через стоявшие тут и там упаковочные ящики, выдавало в них хозяев положения и уверенных в себе людей.

Рядом с ними другие художники чувствовали себя "начинающими". Леонид Осипович был в числе тех, кто робко жался в сторонке. Его картина "Дебютантка" уже висела на месте. Он собирался уходить, когда вдруг по залу пронеслось: "Сейчас приедет Толстой!"

Посетивший выставку Толстой внимательно рассматривал развешанные на стенах картины. Почетный эскорт в лице членов товарищества передвижных выставок, готовых в любую минуту дать нужную справку или ответить на возникшие вопросы, сопровождал его на почтительном отдалении. Когда Толстой остановился возле "Дебютантки", у Леонида Осиповича от волнения перехватило дыхание. Он смутно слышал, как сопровождавший Толстого художник К. А. Савицкий, назвал писателю имя автора картины. Реакция Толстого ошеломила художника.

" Как же, как же, - пробормотал Толстой, рассматривая картину, - мне знакомо это имя, я слежу за его талантом".
Когда ошалевшего от радости художника представили Толстому, он нашелся сказать, что пишет акварели к "Войне и миру" и авторские разъяснения были бы так кстати...
Толстой тут же пригласил художника на ближайшую пятницу в Хамовники.

По пятницам в Хамовниках у Толстых собирались гости.
Пастернак приехал задолго до съезда гостей, чтобы иметь возможность показать свои иллюстрации к "Войне и миру" автору романа.

"Ведь вот как странно это бывает, - сокрушался Толстой, просматривая работы Пастернака. - Когда у белки уже нет зубов, ей преподносят орешки! А ведь когда-то, когда я писал "Войну и мир", я мечтал о таких иллюстрациях..."
Слова писателя не были пустым комплиментом, когда, спустя пять лет, стал выходить в свет его новый роман "Воскресение", иллюстратором был приглашен Леонид Осипович Пастернак.

Окрыленный отзывом Толстого художник весь вечер пребывал в приподнятом настроении. И даже признался Татьяне Львовне Толстой, что та когда-то "перешла ему дорогу", заняв единственное вакантное место в московской Школе живописи. Толстой был необыкновенно внимателен к нему, часто подходил, чтобы представить новых гостей. На прощание просил приходить еще, и непременно с женой.

Леонид Осипович вспоминал, как смутил их с Розалией Исидоровной пристальный взгляд писателя, когда они вдвоем приехали к нему в Хамовники. Как объяснил потом сам Толстой, он проверял поверье, согласно которому любящие супруги становятся похожими друг на друга.
Обескуражило ли их то, что они не обладали положенным любящей паре сходством? Или больше, чем поверью, они верили своим чувствам?

Впрочем, такое сходство приходит с годами совместной жизни. А Пастернаки были еще молодой семьей. Старшему сыну, Борису, только недавно минуло три года.

Продолжение следует




(36 comments) - (Post a new comment)


[info]ligrin
2006-03-29 11:34 am UTC (link)
Спасибо! Как всегда, очень хорошо.

(Reply to this) (Thread)


[info]lichoman
2006-03-29 01:24 pm UTC (link)
И вы, как всегда в первых читателях... :)
Вскоре вывешу пост: иллюстрации к этой главе, там будут варианты "Дебютантки" - одна картина - чудо как хороша.
И еще много чего будет...

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Предвкушаю...
[info]ligrin
2006-03-29 01:50 pm UTC (link)
А мой удалённый коммент вы ещё не видели?

(Reply to this) (Parent)(Thread)

Re: Предвкушаю...
[info]biograph_ps
2006-03-29 07:20 pm UTC (link)
Вот только что... Дело в том, что почту я вижу только на домашнем компьютере...:)

(Reply to this) (Parent)


[info]sanlengri
2006-03-29 04:57 pm UTC (link)
Жду с нетерпением!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-03-29 07:20 pm UTC (link)
Дай отдышаться! :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sanlengri
2006-03-29 07:28 pm UTC (link)
"Дышите глубже, Вы взволнованы" !? :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-03-30 11:07 am UTC (link)
А между прочим, глубокое дыхание, действительно, способно успокаивать сердцебиение. Проверено!

(Reply to this) (Parent)


[info]shumilka2
2006-03-29 05:49 pm UTC (link)
Так тепло написано, как будто все живы еще, включая Льва Николаевича:))
Приятно читать. Спасибо!

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-03-29 07:22 pm UTC (link)
Вот Льва Николаевича мне очень трудно представить живым... :)
Анекдоты Хармса мешают ;)

(Reply to this) (Parent)


[info]kohavit_julia
2006-03-29 08:18 pm UTC (link)
Спасибо! Очень интересно читать, действительно оживает прошлое.
А кто бывал в доме у Пастернаков?
Наверное, много интересных личностей?

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-03-29 08:27 pm UTC (link)
Очень много интересных людей. И сам Толстой, и Ге, и Скрябин, и Рубинштейн, и Рильке, и Верхарн...
Обо всем буду писать, только успевай читать за мной! :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kohavit_julia
2006-03-29 08:49 pm UTC (link)
Конечно буду :-)
Пиши все подробно, не спеша, так интересней.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-03-29 08:54 pm UTC (link)
"спеша" - только Лихоманы пишут. Хотя некоторые уверяют, что у них это получается лучше, чем у некоторых биографов... :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]kohavit_julia
2006-03-29 09:10 pm UTC (link)
Получается, получается :-))
Я в тебя верю!

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lichoman
2006-03-29 09:41 pm UTC (link)
Я постараюсь не очень сильно обманывать твое доверие... :)

(Reply to this) (Parent)


[info]lady_wave
2006-03-30 08:12 am UTC (link)
Лихоманов мы любим, особенно Лихоманок :)
А Биографы пишут все лучше и лучше.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]lichoman
2006-03-30 11:04 am UTC (link)
Лихоман это чувствует, а биограф... он старается...:)

(Reply to this) (Parent)


[info]jirafanka
2006-03-29 09:09 pm UTC (link)
Интересно! Вот бы подслушать разговоры. А ведь, пожалуй, можно: биографы Толстого стенографировали его беседы. Только где ж раздобыть эти записи!

(Reply to this) (Thread)


[info]lichoman
2006-03-29 09:40 pm UTC (link)
Знаешь, я читала много подобного вида записей. И дневники Толстого...
Довольно скучное чтиво... :)

(Reply to this) (Parent)


[info]ari100crat
2006-03-29 11:08 pm UTC (link)
Очень интересно читать! Спасибо !

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-03-29 11:14 pm UTC (link)
Приятно слышать. Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]lady_wave
2006-03-30 08:08 am UTC (link)
Хорошо-то как! Книге, которую ты пишешь, самое место в серии "Жизнь в искусстве"!.. Поразительно, как разрозненные события и впечатления разных лет выстраиваются в логически безупречную цепочку. Когда-то упомянутые здесь картины очень понравились мне, но не обратила внимания на имя художника. Много читала о Ермоловой и подолгу стояла в Третьяковке у ее портрета работы Серова. Читала машинописные листы "Доктора Живаго" и сделала книжку из публикаций его в "Новом мире". Теперь читаю твоего "Биографа" с чувством замыкания какого-то очень важного круга в жизни. Потому и не могу читать его, когда устала или второпях. Ты не права - тут не пища интеллектуальная. Тут пиршество!

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-03-30 11:48 am UTC (link)
Хорошо про цепочку написала... Я верю во взаимосвязанность событий. Что ничето в жизни не происходит просто так. Просто в каждый отдельный момент мы еще не знаем для чего это, и где замкнется цепочка...
Представь, когда я читала описание картины "Дебютантка", видела ее четко перед глазами. Не понимала, почему, ведь я никогда ее не видела раньше!!
Когда мне Петя прислал один из вариантов этой удивительной картины, я его мгновенно "узнала"! Именно так рисовалось в моем воображении. Тогда тем более удивительно, ведь это только один из многих вариантов...
Петя и подсказал, что оригинал этого этюда я неоднократно видела у них дома...
Память не сфокусировалась на отдельной картине, но зафиксировала ее...

(Reply to this) (Parent)


[info]ea_vsh
2006-03-30 11:03 pm UTC (link)
Я как раз сегодня думала, куда запропал [info]biograph_ps, а оказалось, пропустила. Меня очень тронула ситуация, когда папа Пастернак слышит неожиданные слова Толстого.

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-03-30 11:52 pm UTC (link)
Боюсь, что ты ни одна такая...
Наверное, мне надо давать ссылки в своем личном журнале о публикации новых глав...
Кстати, только что разместила пост с иллюстрациями к этой главе.... :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ea_vsh
2006-03-31 12:33 am UTC (link)
Уже прочла! И из рисунков(графики) мне опять больше всего понравился Толстой. Так передана энергия, динамика, а не статика.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-03-31 01:28 pm UTC (link)
У Л. О. Пастернака много изображений Толстого. Постепенно я покажу те, что мне известны. Там есть совершенно уникальные картины.

(Reply to this) (Parent)


[info]allochka
2006-03-31 03:38 am UTC (link)
Да, и я хотела спросить, где наш биограф?

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-03-31 01:31 pm UTC (link)
Тема и материалы у биографа таковы, что ему трудно вывешивать главы слишком часто. Для этого надо запретить Лихоман вести свои журнал и ходить на работу... Первое возможно, но мне лично жаль... Второе просто невозможно... :)
Так что будьте терпеливы и не забывайте сюда наведываться время от времени...

(Reply to this) (Parent)


[info]topsika
2006-03-31 12:16 pm UTC (link)
Спасибо. Всегда читаю с интересом, и всегда хочется завопить - а дальше! Это хороший признак.

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-03-31 01:32 pm UTC (link)
Это действительно хороший признак.
Но учтите, когда я читаю такие вопли, то поспешаю гораздо быстрее, чем когдая я таких откликов не читаю... :)

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]topsika
2006-03-31 01:55 pm UTC (link)
Понял, не дурак. исправлюсь, - как говорил мой сын в детстве. Иногда, когда увлекаешься и интересно - забываешь (неблагодарный) написать, что жутко интересно, считаешь. что это и так ясно. Все, устыдилась. буду каждый раз аукаться - мол я здесь, и радуюсь прочитанному.
Спасибо.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-03-31 04:36 pm UTC (link)
Вот-вот "аукаться" - это то, что надо.:)
И если что-то не радует, тем более пишите! Черновик же... еще все можно поправить.

(Reply to this) (Parent)


[info]cat_jalex
2006-03-31 08:34 pm UTC (link)
Просто удивительно, как порой переплетаются судьбы людей.
Прочла с огромным интересом, Спасибо! Жду продолжения! :-)

(Reply to this) (Thread)

судьбы скрещенья
[info]lichoman
2006-03-31 08:42 pm UTC (link)
"...судьбы скрещенья..."

Да, это переплетение судеб на меня тоже действует завораживающе.

(Reply to this) (Parent)


(36 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…