Рахeль Лихт ([info]biograph_ps) wrote,
@ 2006-04-04 15:15:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
Entry tags:Ге, Толстой, детство

Духовное наследие
Оглавление. Часть I"

Козлова Засека, ближайшая к Ясной Поляне железнодорожная станция, была известна многим. Даже дальние курьерские могли уважительно приостановиться возле нее, если среди пассажиров неожиданно оказывались гости к Толстому. Из Ясной Поляны за гостями высылали упряжку лошадей.

В этой географической точке России перебывало великое множество людей: известные писатели, музыканты, художники, философы, просто студенты и никому неизвестные люди самых разных занятий. Многих привлекала личность великого писателя, мучительно искавшего ответы на вечные вопросы.

Из всего окружения Толстого мне бы хотелось рассказать о двух художниках, один из которых был дружен с Толстым, другой с ним сотрудничал. Оба боготворили великого старца и были им любимы. Оба оказали несомненное влияние на духовное развитие Бориса Пастернака. Один из них - признанный мастер, профессор Академии художеств и член товарищества Передвижных выставок Н. Н. Ге. Другой – отец поэта, академик живописи Л. О. Пастернак.

Слава пришла к Николаю Николаевичу Ге после создания им картины "Тайная вечеря" (1863). Неудачи последующих работ, материальная зависимость от успеха и нежелание творить ради всеобщего признания навели художника на мысль, что искусство нельзя превращать в средство к существованию, что божественный дар дается художнику не для собственного удовольствия и не на потребу публики. Что самым честным на этом этапе будет оставить живопись.
Начался долгий путь к себе. Вначале, покинув суетный Петербург и поселившись в собственном доме на хуторе Черниговской губернии, Ге занялся "полезным трудом". Затем он покинул и это скромное сельское жилище. С котомкой за плечами он ходил по деревням и помогал крестьянам, чем только умел. А умел он складывать печи, ходатайствовать за крестьян в казенных местах и проповедовать добро и справедливость. Одни считали его апостолом, другие – юродивым. Но все коллеги сходились на том, что для искусства Ге умер.

Терзающие художника морально-этические проблемы не давали ему покоя и в сельском уединении. Знакомство с Л. Н. Толстым было началом выхода из творческого тупика. Начиная с 1882 года, Ге часто гостил в Ясной Поляне, подолгу беседовал с писателем, состоял с ним в переписке, делился своими творческими и жизненными планами.
"Не смущайтесь, что я на время оставил работу, - успокаивал он Толстого. - Я опять принимаюсь, я не могу жизнь, свое сознание отделять от работы. Я столько пережил в это время... ежели Бог это позволит, я действительно вас порадую работой художественной. Искренно только и можно работать, по-моему, но еще нужно жить тем, что хочешь сказать..."

После нескольких лет творческой немоты художник потряс мир своими новыми работами - "Выход с тайной вечери" (1889), "Что есть истина?" (1890), "Иуда" (1891), "Синедрион" (1892). Евангельские сюжеты его картин настолько приближены к волнующим художника реалиям, что кажутся событиями вчерашнего дня. Страсти, кипящие на этих полотнах, вызывали гнев священнослужителей и нарекания братьев по искусству. Но ни то, ни другое уже не волновало художника. Он писал то, что чувствовал, а чувствовал, как жил.

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба.
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.

Вы помните, как смутили Леонида Осиповича Пастернака слова Ге, произнесенные в декабре 1889 года при их знакомстве. Признанный мастер живописи увидел в начинающем художнике своего последователя. По-видимому, он увидел в работах Леонида Пастернака то, к чему стремился сам: отказ от канонов академизма, от всего того, что омертвляло мысль и выхолащивало душу.

Не исключено, что имя художника Пастернака стало известно Толстому из рассказов Ге. И с тех пор писатель, действительно, следил за работами молодого художника, о чем он сообщил ему при встрече на Передвижной выставке в апреле 1893 года.

Летом 1893 года Леонид Осипович с готовностью принял приглашение писателя провести несколько дней в Ясной Поляне. При этом и гость, и хозяин остались верны своим привычкам. Каждый был увлечен своим делом. Толстой вновь и вновь правил так и незавершенную им в дальнейшем рукопись рассказа "Кто виноват?", и читал Пастернаку новые главы. Карандаш художника ловил самые разнообразные мгновения жизни писателя: Толстой за косьбой, за чтением рукописи, за разговорами. Когда Толстой работал у себя в кабинете, Пастернак писал акварельные наброски интерьеров яснополянского дома.
Мучительные поиски писателя, пытавшегося найти себя не в литературе, а в жизни, встречали сочувственное понимание у художника, строившего свою жизнь исключительно в согласии с самим собой.

Каждый день из Ясной Поляны в Москву летели открытки и коротенькие письма-отчеты к оставшейся с детьми Розуличке (так ласково обращался к жене Леонид Осипович). Он знал, что его ждут, и все готово к отъезду семьи на юг. Самую жаркую часть лета Пастернаки провели в Одессе, на даче. Домой вернулись только к осени.

В октябре 1893 года Москву облетела печальная весть о скоропостижной кончине П. И. Чайковского. В память об ушедшем композиторе 10 декабря в Колонном зале было исполнено его знаменитое a-moll-ное трио "Памяти великого художника", написанное им когда-то, на смерть Николая Рубинштейна. Партию фортепиано исполняла Розалия Исидоровна Пастернак. Ее партнерами были профессора Московской консерватории, скрипач И. В. Гржимали и виолончелист А. А. Брандуков. О концерте много писали в газетах, отмечали тонкую музыкальность пианистки в сочетании с высокой техничностью ее исполнения.

Успех публичного выступления дал молодой женщине надежду на возможность возвращения к прежней концертной деятельности. Налаженный ею семейный быт уже не требовал от нее такого пристального внимания, как это было в самом начале семейной жизни. У сыновей была няня. Наряду с ведением дома можно было позволить себе много и серьезно заниматься музыкой.

Для обоих братьев слова мама и музыка были синонимами. Жизнь без мамы была также не представима, как без музыки. И только одно вызывало сомнение, была ли музыка причиной увлажнения маминых глаз, или мамино прикосновение к клавишам заставляло мир вздрагивать и плакать.

Я помню, как плакала мать, играв их,
Как вздрагивал дом, обливаясь дождем.

Позднее узнал я о мертвом Шопене.
Но и до того, уже лет в шесть,
Открылась мне сила такого сцепленья,
Что можно подняться и землю унесть.

Несмотря на то, что музыкой был полон домашний обиход, царила и властвовала в доме Живопись. Неизвестно, сказывалась ли в этом главенствующая роль отца в семье, но авторитет Живописи, как Дела, затмевал все остальное. Сама собой музыка отходила на второй план, ей отводилось только "свободное время". В то время как Живописи (именно так – с большой буквы) было подчинено устройство дома, распорядок дня всех его обитателей и даже детские игры. Ее властвование было почти деспотичным и накладывало отпечаток на всех членов семьи.

На протяжении всей своей жизни Борис Пастернак не переставал восхищаться той одержимостью, с которой отец целиком отдавался творчеству, цельностью его натуры и легкости его дара. Сам он скорее унаследовал свойственные матери уступчивую отзывчивость, жертвенность и провиденциальность.

Но кто ж он? На какой арене
Стяжал он поздний опыт свой?
С кем протекли его боренья?
С самим собой, с самим собой.

Как поселенье на Гольфштреме,
Он создан весь земным теплом.
В его залив вкатило время
Все, что ушло за волнолом.

Он жаждал воли и покоя,
А годы шли примерно так,
Как облака над мастерскою,
Где горбился его верстак.

Продолжение следует




(26 comments) - (Post a new comment)


[info]ykkin
2006-04-04 03:50 pm UTC (link)
Как все переплетено! Хотя что тут удивляться: один круг интересов, общая среда...

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-04-04 07:17 pm UTC (link)
Общие идеи заряжают воздух и передаются воздушными путями... :)

(Reply to this) (Parent)


[info]sanlengri
2006-04-04 04:15 pm UTC (link)
"искусство нельзя превращать в средство к существованию, что божественный дар дается художнику не для собственного удовольствия и не на потребу публики" (с грустно улыбкой) - именно это скажу сегодня своему учителю.

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-04-04 06:38 pm UTC (link)
К сожалению, я не знаю, по какому поводу ты грустишь...
Расскажи, может быть, нет для грусти никакого повода?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]sanlengri
2006-04-04 06:49 pm UTC (link)
Не о себе грущу. Я в жизни сталкивалась со дюжиной - другой очень талантливых художников. материально преуспевают в основном те, которые творят "на потребу публики". Остальные, как правило, хоть и не уступают, но идут на компромиссы - большие или маленькие. Это очень грустно. Не каждый имеет в себе силу, да и финансовую подпорку, как Ге :(((

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-04-04 07:15 pm UTC (link)
"Каждый выбирает для себя..."
Убить в себе художника можно только, если идти наперекор СВОЕМУ выбору, своему видению. Но ведь многие преуспевающие, как раз, живут в полном согласии сами с собой. :)
О материально преуспевающих художниках слышать, признаюсь, не приходилось...:))

"Не продается вдохновенье, но можно рукопись продать..." - тоже ведь по этому поводу сказано.
Художник Ге, в отличие от графа Толстого, десятин своих не имел... Все его шедевры последних лет жизни снимали с выставки, запрещали, не приобретали...
Художник Пастернак зарабатывал на жизнь преподаванием...
Поэт Пастернак зарабтывал на жизнь переводами.

Гораздо более материального благополучия их волновало бессмертие собственного творчества.
О чем печемся при жизни, то и имеем...

(Reply to this) (Parent)


[info]albir
2006-04-04 04:32 pm UTC (link)
Cлушай! В связке Толстой - Пастернак не встречалось ли тебе упоминание о Владимире Федоровиче Лазурском - учителе сыновей Толстого?

(Reply to this) (Thread)


[info]lichoman
2006-04-04 06:34 pm UTC (link)
Нет, кроме того, что он был репетитором Андрея и Михаила Толстых, и опубликовал в 1911 году книгу о своем пребывании в доме Толстых, я о нем почти ничего не знаю.
В архиве Пастернака, по моим данным, эта фамилия не упоминается ни разу.
Тебя он, как земляк интересует или ближе?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2006-04-04 07:36 pm UTC (link)
Он был учителем моего тестя, отцом его лучшего друга. С семьей Лазурских мы дружим и по сей день. Я о В.Ф. много писал.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2006-04-04 07:37 pm UTC (link)
Забыл: живем мы в его квартире, библиотека кишит его книгами...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-04-04 07:50 pm UTC (link)
Как все переплелось... )

(Reply to this) (Parent)


[info]biograph_ps
2006-04-04 07:49 pm UTC (link)
!:)
Я ожидала что-то вроде этого ответа!
Можешь дать ссылки, где писал о нем?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2006-04-04 08:45 pm UTC (link)
http://www.versii.com/telegraf/material.php?id=2659&nomer=220
Вот одна, но есть еще.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-04-05 07:35 am UTC (link)
Спасибо.

(Reply to this) (Parent)


[info]lichoman
2006-04-28 11:21 pm UTC (link)
Саша, я сегодня рылась по другому поводу в дневниках Л.Н Толстого за 1894 год и натолкнулась на упоминание о Лазурском. Просто упоминание, что утром разговаривал со Страховым и Лазурским.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]albir
2006-04-29 07:55 am UTC (link)
Спасибо. Дневники у меня есть.

(Reply to this) (Parent)


[info]kohavit_julia
2006-04-04 07:51 pm UTC (link)
Спасибо! Все внимательно прочитала :-)
Вот тоже приходится переживать на эту тему, конечно, не в таких грандиозных масшатабах... но лучше рисовать "для себя", чем по заказу. Так получается...

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-04-04 07:58 pm UTC (link)
Заказ заказу рознь... Также как и его исполнение.
Тебе заказывают только тему, все остальное - свобода выбора художника.
Вот когда и тема "не волнует"... тогда да... Тогда заказчик останется ни с чем... :)

(Reply to this) (Parent)


[info]allochka
2006-04-05 02:18 am UTC (link)
А я рада за Розалию, что она опять вернулась на сцену.

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-04-05 07:34 am UTC (link)
Да... были такие счастливые моменты в ее жизни.
Очень короткие, правда...

(Reply to this) (Parent)


[info]ari100crat
2006-04-06 02:35 am UTC (link)
Атмосфера жизни семьи была возвышенная и, как я понимаю, довольно удобная и спокойная. Обычно таланты взращиваются на экстриме голода, горя, и жизненных стресов. Все это художники и писатели используют в своем творчестве. Можно сказать, что большая часть их прожили очень трагичные жизни НА ГРАНИ .Ван Гог, Модильяни ,Ге и многие другие. Пастернак исключение. И еще я вспомнила композитора Глюка, родившегося в очень богатой семье. Он был гениален и настолько эмоционален ,что покончил собой в 35 лет. Как правило, благополучная жизнь развивает лень а страдания выплескиваются в живопись, картины, музыку...

(Reply to this) (Thread)


[info]biograph_ps
2006-04-06 06:03 am UTC (link)
Вывод: надо создать художнику жизнь невыносимую, чтобы нам было потом чем полюбоваться...
Звучит несколько странно, не правда ли?

Я думаю, что талантливые люди видят и воспринимают жизнь не так, как это принято у людей лишенного этого таланта видения. Поэтому их волнует то, мимо чего мы с тобой пройдем совершенно спокойно. И, в лучшем случае, взволнуемся, когда будем смотреть на произведение искусства. В худшем - не произойдет даже этого. И последнее не явится следствием того, что мы пребываем в полном благополучии и лени..

Я не спорю, что лишения и страдания обостряют восприятие.
Но где же уверенность, что результатом этих страданий будет явление искусства, а не выросшая на этих дрожжах зависть, злоба, ненависть...

Талантливый человек найдет повод "пострадать" и при совершенном благополучном положении дел. Потому что он видит и чувствует несколько по-иному.
Кстати, дай срок, и семье Пастернаков выпадет еще много лишений...
И у художника, и у поэта была очень непростая судьба...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]ari100crat
2006-04-06 05:37 pm UTC (link)
Читаю ,с большим интересом.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-04-06 08:12 pm UTC (link)
Вот-вот! Мне очень нужны читатели и их интерес! :)

(Reply to this) (Parent)


[info]lady_wave
2006-04-06 08:29 pm UTC (link)
Этот комментарий достоин быть самостоятельным постом...

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]biograph_ps
2006-04-06 10:38 pm UTC (link)
Я подумаю над твоим предложением... :))

(Reply to this) (Parent)


(26 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…